Для наших предков, русская печь значила намного больше чем просто сооружение, применяемое только для обогрева помещения и приготовления пищи. Именно она являлась основой жилья, выполняющая на то время жизненно необходимые функции. В горниле русской печи варили пищу, выпекали хлеб, пряники и пироги.
Русская печь сохраняла тепло на протяжении долгого времени и согревала дом. На ней сушили ягоды и грибы, также, в ней люди могли коптить рыбу, обжигать глиняную посуду и игрушки, отливать украшения и домашнюю утварь. Русские печи с лежанкой использовали не только для сна, но и для лечения различных болезней. А что самое удивительное, так это то, что в топливнике русской печи люди мылись и парились, как в настоящей бане. Люди использовали золу, чтобы варить щелок для отбеливания белья, а угли от недогоревшей древесины, использовали в народной медицине. Заказать строительство русской печи можно по ссылке здесь
История русской печи
По данным археологов, прообраз современной печи возник около четырех тысяч лет назад — тогда человек и догадался “загнать” огонь под глиняный свод. Издавна в России на высоком уровне находилась кладка печей, свидетельством этого является конструкция печи без дымовой трубы, так называемые курные либо черные печи; они широко применялись в Древней Руси. Именно черная печь стала прообразом совершенного и универсального в применении устройства, всем известного под названием “русская печь”. Чуть позже, курные печи стали сооружать с дымовой трубой, которую называли дымница, ее выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным. По данным истории по причине черных печей возникало множество пожаров; со временем их запретили в применении, после чего появился уже современный образ русской (белой) печи. Уже до середины XVIII века, техника печного отопления во многом развилась и усовершенствовалась на основе многовековой практики народных умельцев.
Лечебные свойства русской печи
В древние времена, люди ценили русскую печь не только потому что она могла обогреть дом в зимние дни, когда был суровый мороз или благодаря своему теплу предотвратить возникновение сырости в дождливые осенние, весенние, летние дни; не только потому что с ее помощью можно было накормить семью свежим испеченным хлебом, приготовленной под сводом топки придающую силы кашу или напоить топленым молоком… В древние времена, люди ценили русскую печь еще и потому что, она способствовала исцелению в различных заболеваниях.
Множественные лечебные процедуры, проводились перед устьем печи, так как в древние времена люди были в глубоком убеждении того, что огонь пылающий в печи обладает очистительной силой, которая помогает человеку справится с недугом. Также, можно было исцелять больных и в жарком горниле, но одним из самых распространенных способов, это было лечение на печке — на дышащей жаром лежанке. Целебную силу таил в себе не только огонь и исходившее от него тепло, но и все, что имело непосредственное отношение к печи — кирпичи, скрепляющий кирпичи раствор, печная зола, древесный уголь и т.д. И даже обычная повседневная еда приготовленная в русской печи, обладала целебными свойствами не говоря уж об различных настоях и отварах.
В древние времена у людей было куда меньше возможностей для того, чтобы заботится о своем здоровье, им нужно было много физически трудится и питаться, как говорится “тем, что Бог послал”, но тем не менее, все они были крепкого здоровья и часто проживая нелегкую жизнь в деревне, они доживали ее до ста лет. И все это от того, что они много проводили времени на свежем воздухе, а как заболеют, так сразу чай с травами да на печку взбирались.
Были такие недуги, которые могли привести человека на печь порой даже в неурочный час. Такими являлись различные простудные заболевания, также ревматические боли в суставах и пояснице. От простудных заболеваний на печке можно было вылечится за один или два дня. А вот для лечения ревматизма и радикулита, требовалось более длительное время. При легких простудных заболеваниях, больной пил отвар из сухой малины с медом, после чего, ложился на печку прижимая пятки к горячим кирпичам так долго, сколько мог вытерпеть. После такой процедуры, на следующий день простуда отступала и человек был здоров. При более сильных простудных заболеваниях, уже приходилось прибегать к иным, более радикальным способам лечения. В избе набивали двух или трех-ведерную кадушку охапкой сена, затем кипятили воду в большом чугуне и заливали его крутым кипятком. Когда вода в кадушке остывала так, что рукам можно было терпеть, распаренное сено отжималось и равномерным слоем выкладывалось на жаркой печи. Больной тут же выпивал отвар из различных листьев и трав, после чего размещался прямо на сено и под теплым одеялом лежал до тех пор, пока как следует не пропотеет. После этого, сено убирали, больного обтирали и он ложился уже на сухую постель, все на той же печи.
Радикулит в народе лекари лечили на печи, прибегая к помощи маленьких глиняных горшочков, также лечили и простуду. Больной принимал парную баню, после чего его клали животом вниз на печь. Далее, лекарь разрезал несколько картофелин на пополам и втыкал в каждую по три спички или небольшие березовые лучинки, которые поджигал и ставил подготовленную половинку картофеля на больное место, накрывая сверху глиняным горшочком. Глиняный горшочек плотно присасывался к коже, будто стеклянные медицинские банки. Спустя несколько минут такой процедуры, горшочки отваливались и картофелины убирали, больного поили малиновым отваром и накрывали теплым одеялом оставляя выспаться на печи до утра. Иногда перед тем, как залезть на печь, больной принимал ванну из снеговой воды. Для принятия такой ванны на огороде собирали снег и разогревали его в печи в больших чугунах одновременно нагревая в топливнике несколько песчаных камней. Далее, снеговую воду выливали в большую бочку, которую ставили у печи и бросали в воду нагретые на огне камни. Больной опускался в нагретую от камня воду и сидел в ней до тех пор, пока не прольется пот. После этого больного обтирали, давали выпить малиновый отвар и ложили на жарко топленную печь.
Считалось, что на лежанке печи можно было прогреть все тело, ну а для того чтобы прогреть отдельные его части, использовали обычный печной кирпич, который заранее нагревали в печи и заворачивали в ткань, после чего прикладывали к больному месту. Грелка сделанная из кирпича, оставалась теплой до самого утра. Плотный кирпич, не имеющий трещин более всего подходит для такого применения. В отличии от современной резиновой грелки, нагретый кирпич источает ровное сухое тепло, именно потому, лучше использовать старый метод для прогревания.
Также считалось действенным способом при лечении самых разных болезней, это мытье в печи. Именно русская печь была наиболее пригодна для этих целей потому как имела достаточно большой топливник. Кое где, в глухих губерниях обычай парится в печи существует и по сей день. Раньше, для этих целей, печь специально строили более просторной с широким устьем и высоким сводом, потому в ней свободно мог сидеть человек даже высокого роста.
Как проводили банный день
Как и в любой день, печь использовали по назначению: в ней также варили пищу, но при этом, на под ставили дополнительно несколько чугунов. И так, в одних грелась вода, а в других варился щелок, для варки которого в чугун опускали холщовый мешочек наполненный древесной золой. После того, как печь была протоплена, из нее выгребали золу и древесные угли. Под печи всегда тщательно выметали с помощью метелки или веника, после чего в печь бросали щепоть муки. Когда мука переставала загораться, печь считалась пригодна для устройства в ней бани, так как это означало, что сильный жар спал. На под печи укладывали специальные доски из ольхи, липы и осины, либо размещали на него влажную солому, после чего в печь ставили бадейку с щелоком, который в те времена часто использовали вместо мыла и ушат с горячей водой. В воду опускали веник из различных древесных веток и лекарственных душистых трав. Ветки для веника использовали дубовые, березовые, липовые либо же комбинировали все сразу; что касается трав, это были: тысячелистник, мята, крапива и душица. Для поддержания в печи горячего пара, время от времени из горячей воды вынимали веник и брызгали на свод и стены топливника. Вся эта процедура происходила таким образом — парящийся хлестал себя веником, после чего мыл тело и голову щелоком, а затем вылезал из печи и поспешно шел во двор или сени, чтобы облиться заранее подготовленной холодной водой, пролив на себя один ушат холодной воды, он обтирался сухим полотенцем. Так могли делать не по одному разу, процедура могла повторяться неоднократно: попарится в печи, облится холодной водой, залезть в печь и сново облится и так по кругу.
Несмотря на то, что в обычной бане парится гораздо удобнее, когда возникала необходимость, печь вполне могла заменить ее. К тому же печь в домах топили ежедневно, а чтоб попарится в бане, ее нужно было специально топить для этих целей. Так что удобство в печной бане состояло в первую очередь в том, что в любой момент ее можно было использовать вместо бани не истратив предварительного времени и дров для ее отопления.
Лечение печной золой
В древние времена, когда не было столько лекарств, как в современном мире, люди использовали народную медицину. Печная зола издревле также применялась в народной медицине, одной из лучших, считалась зола дуба. Золой дуба можно было останавливать кровь, а если просеять ее через тюль и выпивать ежедневно утром по два драма с яблочным сиропом, она помогала при болях в желудке, к тому же зола дуба на те времена помогала вывести вшей…
Что касается золы виноградной лозы, она хорошо помогала при язвах кишечника, а если в смеси с уксусом положить на селезенку, тоже помогала. Если у человека болела голова, ему достаточно было сделать себе примочку из золы виноградной лозы, а если ей вымыть волосы, они становились красными. Зола тростника могла помочь при сыпи в глазах. А если у кого-то возникала болезнь седалищного нерва, зола смоковницы в этом случае была очень полезна. Если же взять любую золу из очага и приложить ее вместе с оливковым маслом и черным дегтем к опухоли, эта смесь вскрывала ее. Можно сказать, что печная зола на те времена была востребована и очень полезна в народной медицине.
Лечение дымом
Раньше дым применяли при лечении: зоба, насморка, ангины, а также при наличии более сложных заболеваний; в некоторых случаях лечение проводилось под присмотром врача. Для лечения дымом применяли кирпич-ингалятор, который можно было использовать в период, когда топилась печь. Кирпич-ингалятор отличался от других кирпичей тем, что в середине он имел маленькую лунку в которую можно было засыпать измельченные лечебные травы. Для проведения такой процедуры, кирпич-ингалятор клали на под горящей печи и раскаляли почти до красна. После этого кирпич-ингалятор осторожно вынимали и ложили на два холодных кирпича поставленных ребром на стол либо на скамью. Когда на раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая моментально начинала тлеть источая густой ароматный дым, больной наклонялся и начинал втягивать в себя этот дым. Для того, чтобы дым быстро не рассеивался, поверх головы накрывали плотную ткань или полотенце. Для лечения легких заболеваний методом ингаляции можно было использовать не только травы, для этого могла подойти простая луковая шелуха. В современном мире люди до сих пор прибегают к методу лечения путем ингаляции, только вместо трав уже используют эфирные масла, а вместо раскаленного кирпича — пар от горячей воды.
Обряды к свадьбе
Русскую печь, не могли оставить без внимания во время совершения брачных обрядов. На момент сватовства, именно русская печь являлась будущим символом домашнего очага жениха и невесты. Зачастую все свадьбы играли осенью, когда новый урожай был собран и крестьяне были свободны от полевых работ. В некоторых губерниях, во время появления свахи либо сватов, невеста забиралась на печь будто прося у нее защиты. В случае если объявленный жених был ей не люб, она сидела на печи до тех пор, пока сваты не покидали ее дом. Но если невеста присаживалась у печи и начинала ковырять облупившуюся глину, родителям, сватам и жениху становилось ясно, что она согласна вступить в брачный союз. Важную роль печь играла и после свадьбы; когда молодожены переступали порог дома, невеста сразу же забиралась на печь, чтобы в новом доме она служила ей защитой. А перед свадьбой, жениху и невесте обязательно полагалось попарится каждому в своей бане либо печи. Перед тем, как нужно было залезать в баню или печь, жениху ставили в ней кружку пива, а невесте ставили жбан квасу, это делали для того, чтобы с помощью веничков брызгать на стены свода, это создавало густой и душистый пар. Благодаря такому пару, очищалась кожа и при этом становилась белой, мягкой, здоровой и благоухала свежестью. Помимо мытья в печи, для невесты такая процедура означала еще и прощание с очагом своего родного дома и получение от него, так называемого благословения на будущую семейную жизнь. В этот день в доме не жалели дров, так как считалось, что чем жарче воспламеняется огонь, тем сильнее будет любовь и прочнее семейное счастье.
Немного о суевериях
Если спящий человек во сне видел печную трубу, люди считали это знаком того, что впереди его ожидает хороший заработок; а если к тому же из трубы валил черный и густой дым, тогда ожидаемый достаток должен был сопровождаться на протяжении многих лет. Также, если человек увидит во сне печной горшок, этот сон предвещал ему преумножение имущества; а тому, кому во сне приходилось самому класть печь — в старости ожидали приятные неожиданности.
У славянского народа был обычай задобрить огонь горящий в топке печи, для этого каждая хозяйка дома, старалась от каждого горшка приготовленной в печи пищи, первую ложку отдать огню. Также, от заготовленного теста для хлебов, отщипывали небольшой кусочек, чтобы бросить в огонь. А для предохранения дома от пожара, хозяйки время от времени отдавали огню маленькие кусочки сала.
Часто в период беременности, о здоровье ожидаемого ребенка судили по тому, каким образом горел огонь в печи. Считалось, что родившийся, непременно будет крепкого здоровья, умный и работящий — это в том случае если дрова горели ярко и одинаково. Обратное же, предвещали слабо горящие дрова; ну а если дрова уж совсем гасли, это считалось признаком того, что ожидаемый ребенок не жилец на этом свете. Что касается уже родившегося ребенка, в случае если он родился на печи, в народе считали, что в будущем такого малыша ожидает интересная и счастливая жизнь. Говорили, что печь наделяла его жизненной силой.
Comments:
Добавить комментарий